В 1943 году немецкие войска с помощью гражданской рабсилы начали
постройку капитального моста через плавни,связать Никополь и Камянку... Было построено несколько железобетонных опор.Одна из них уцелела и служит напоминанием о тех страшных временах... На прекрасно сохранившейся конструкции виден отпечаток клеймо фирмы строившей мост и дата изготовления опоры. Из воспоминаний Марченко Л.И. о тех днях...
Шел 1943 год – самый трудный ,но решающий и приближающий
победу. Чувствуя это, немцы старались вывезти в Германию все самое ценное, а главное
, всю молодежь. Но этого им не удалось сделать, так как партизаны взорвали
железнодорожный мост. После этого немцы направили молодежь на строительство
моста через Днепр в Камянку. Мне пришлось работать на “ветке”.Так называлось
железнодорожное полотно в районе нефтебазы, по которому вагонами подвозили лес,
цемент, щебенку, уголь, камень, трубы и другой строительный материал.
Мы разгружали
вагоны (по 2 человека на вагон ), а затем загружали баржи, которые отвозили
этот материал к месту строительства моста. Работали в самых тяжелых условиях с
шести утра до шести вечера. Кормили один раз в день гороховым супом, без хлеба.
Очень тяжело было и физически и морально, особенно, когда похолодало и мы
обували деревянные колодки. Ещё сложней было, когда в октябре – ноябре нам
приходилось во время погрузки заходить в воду. Отдыхать не разрешали ,а ребят
даже били, если они не могли поднять груз вдвоем.
Помню, как немец
Эвальд, который командовал нами, даже вступил в драку с немцем ,который побил
ребят. За это Эвальда “посадили” на украинский обед, а через некоторое время
его отправили на строительство моста в Камянку. Правда это или нет, но он нам
рассказывал что он коммунист, что ненавидит Гитлера, что Советская Армия, уже
близко, что скоро немцы будут отступать, для чего и строится этот мост. Радости
нашей не былопредела! Мы жили с полной
верой в нашу победу, что скоро, очень скоро гитлеровцы будут выдворены из
Украины и нас освободят.
Немного уточню. На бетонной опоре не клеймо фирмы, а стандартная абревиатура германской военизированной строительной организации - Организации Тодта. Поэтому на опоре мы видим две первые буквы названия организации - ОТ - выполненные в виде стилизованной монограммы.
По Лапинському та понтонному мосту через Дніпро під час боїв на Дону день і ніч йшли німецькі танки та інша військова техніка, це нас дуже пригнічувало.
Дивні спогади! Я папятаю ці часи, памятаю будівництво мосту в Камянку, але не памятаю, щоб цей міст будували мешканці Вікополя. Я вамятаю, що його будували військовополонені. Може автор був одним із них? Памятаю і Ветку де обробляли деревину для мостів та для дороги через прлавні від понтонного мосту через Дніпро (район пляжу) до камянки, яка дублювала мости через Лапинку, арики та Дніпро. На Ветке я теж не бачив мешканців міста. Працювали на деревооброблюючому обладнанні німці.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]