Пароход подходит к городу Никополю(по гречески –“Город победы” ; в 235 км. от устья Днепра ), расположенному на правом высоком берегу Днепра.
Никополь находится на месте так называемого “Микитиного Рога”, у которого в 1638 году обосновалась Запорожская Сечь. В конце 1647 года в Запорожскую Сечь из Чигирина прибыл с группой своих сподвижников Богдан Хмельницкий. Здесь он приступил к формированию казачьих полков, с которыми и начал освободительную войну. В Микитинской Сечи Богдана Хмельницкого избрали гетьманом.
За годы первых пятилеток в Никополе был построен крупнейший Южнотрубный металлургический завод.На другом никопольском предприятии, заводе имени Ленина ,впервые в СССР освоено производство теперь широко распространенных в нашей стране ленточных транспортеров “Ленинец”.
Трудовую жизнь Никополя прервала война. Тысячи никопольчан пошли на фронт защищать Родину от немецко – фашистских захватчиков. В жестоких боях с врагами они прославили свои имена и свой город. Среди них – бесстрашный летчик П.А.Таран ,дважды Герой Советского Союза.
Фашистские оккупанты разрушили город.
Однако благодаря энергии и неуклонной воле к труду советских людей город быстро восстановлен.
…Самоотверженным трудом никопольчан полностью восстановлены завод имени Ленина, производящий транспортеры и краны для строительства, и завод “Большевик”
,успешно освоивший производство токарных станков и других агрегатов.
В районе Южнотрубного завода возник новый район города с много этажными домами.Кварталы жилых и общественных зданий растянулись в длину более чем на два километра.Эта часть города, называемая Западным районом, за послевоенные годы стала значительно более благоустроенной: проведены водопровод, канализация ,большинство домов, теплофицировано, улицы заасфальтированы.
Возрождена культурная жизнь Никополя. В городе работают учительский институт, педагогическое училище, техникумы, библиотеки, клубы, Дворец пионеров, водная станция, кинотеатры, много средних школ и детских садов.
Приведен в порядок парк имени А.С.Пушкина, где установлен памятник великому поэту. Большой интерес представляет местный Краеведческий музей имени М.В.Ломоносова, располагающий ценными экспонатами по истории города и по природе района.
В 1953 году Харьковский филиал Государственного института проектирования городов разработал новый план развития Никополя в связи с сооружением Каховского водохранилища. Перед городом с трех сторон откроются необъятные просторы водной глади Каховского водохранилища. Для предупреждения от затопления части города в связи с подъемом воды в водохранилище в 1953 году началось строительство защитной дамбы на Днепре..Находящаяся на берегу Днепра, недалеко от центра города, речная пристань будет ликвидирована.
Для ремонта флота, который будет плавать в Каховском водохранилище, начато строительство крупных судоремонтных мастерских.
Начато строительство и речного пассажирского вокзала.
Ниже Никополя, по правому берегу Днепра, расположена разветвленная сеть рукавов и притоков реки, среди которых наиболее значительные Лапинка, Подпильная, Чертомлык.
Рукав Подпильная впадает в приток Днепра Бузулук. Эти рукава, притоки и Днепр образуют на обширной площади плавни,покрытые лесом, кустарником и камышом.При подъеме уровня воды, который создаст Каховская плотина, плавни скроются под водой,а ряд населенных пунктов, находящихся на возвышенных правых рукавах берегов,например,села Капуловка,Покровское и другие окажутся на берегу будущего Каховского водохранилища.
В 20 км.ниже Никополя ,на мысу Чертомлыка находилась так называемая “Старая Сечь”
(1652-1709 годы) С этой Сечью связывается имя одного из сподвижников Богдана Хмельницкого – талантливого кошевого атамана Ивана Дмитриевича Сирко. При нем запорожцы совершали смелые походы в Крым и наносили крымскому хану жестокие удары. С именем Ивана Сирко связано народное предание о письме, написанном запорожцами турецкому султану,в котором очень остроумно высмеяны требования о подчинении свободолюбивого украинского народа. Далее с палубы парохода открывается среди плавней село Покровское .Здесь была последняя Запорожская Сечь.
Теплоход, следуя вниз по Днепру, оставляет справа устье притока Бузулука и вступает в пределы Херсонщины.
Источник: http://ВОДТРАНСИЗДАТ 1954г. |