Утром 22 июня 1941 года мы вернулись в Никополь
из ученической экспедиции, во время которой
изучали овраг Куклино, и успели к
выступлению по радио В. М. Молотова сгрузить собранные экспонаты,
помыться и позавтракать. Нас было много учеников из разных классов
школы № 2.
Работа во
время экспедиции проводилась по следующим направлениям: сняли контуры
оврага (кстати, эта работа заинтересовала
музей), собрали коллекции растений и насекомых, пытались определить,
как возникло название оврага (имели 4 версии), составили геологический срез оврага, а еще нашли осколок греческой
амфоры.
Может быть, не так уж
важна эта неделя жизни, особенно перед грозными событиями всемирного
значения, но очень хотелось бы показать, что
не всегда в те времена проводилась работа с молодежью формально.
По-разному сложились судьбы участников экспедиции. Были среди них — и уехавшие
в эвакуацию, и будущие фронтовики, и оставшиеся «под немцем», и хлебнувшие горя и даже прислужники оккупантов. Но я уверен,
что каждый участник, как бы не
сложилась его жизнь, не раз вспоминали первый чай со сладкими
мошками на лоне природы и Женю Виленского
«на канате от смерти» (опустился в овраг, а подняться не смог, пришлось его вытаскивать на канате), и
игра в шарады, по вечерам. А последний
вечер художественной самодеятельности почти в полной темноте (там где мы
спали, не было электричества), на котором
каждый выступил со своим номером без репетиций и аплодисментов. Гвоздем
этого вечера был Ким Синча, который долго и
вдохновенно читал рассказы Михаила Зощенко.
Итак, 22 июня 1941 года мы вернулись из
ученической экспедиции и через 2—3 часа оказались как бы в другой жизни с другими интересами, заботами, стремлениями.
Уже вечером, 22 июня почти все участники
экспедиции были по цепочке собраны в школе. Было решено в полном составе отправиться на уборку урожая в колхоз. А пока шли
Переговоры, куда- нужно ехать, копали
во дворе школы щели. Инициатива о поездке
в колхоз была подхвачена другими учениками нашей школы, а потом и других
школ. Таким образом, в нашей сельскохозяйственной дружине оказалось много
ребят — учеников нашей школы, которые в
работе экспедиции участия не принимали. Не могу ручаться за всех, но с уверенностью могу сказать, что желание ехать в колхоз учениками нашей школы,
высказывалось исключительно добровольно.
Местом нашей работы был определен поселок № 12
«Дружба», находившийся довольно далеко от Никополя — более 50 км. Кстати, с этим поселком и его колхозом меня еще
сводила судьба.
Работу в колхозе мы выполняли обычную. Больше
всего носили снопы и складывали их в
полукопны, а девочки (их было много) вязали с колхозницами снопы.
Комбайнов было мало и большие участки косили жатками — «лобогрейками». Жили мы все на усадьбе деда Говорухи.
Самым выдающимся событием этого времени была посадка
самолета на рициновое поле. Мы как раз сели обедать, когда над поселком пронеслось с десяток самолетов, похожих на
истребителей, и один из них резко
пошел вниз и сел за поселком. Естественно,
мы бросились туда, но пока бежали, там уже были колхозники из трех соседних сел, вооруженные чем попало
от охотничьих ружей до дубинок, приехавшие на грузовой машине, велосипедах, лошадях. Самолет оказался наш. Летчик
никого к самолету не подпускал, пока
не переговорил с начальником и не выставил охрану из местных жителей. Ночевал он вместе с нами у деда
Говорухи, поэтому мы узнали, что это самолет не военный, а тренировочный, что вместо пулеметов там торчат
металлические стержни. Но ошиблись не только мы, ошиблись и немцы.
Летчик рассказал, что когда немецкие
бомбардировщики напали на аэродром,
наши тренировочные самолеты поднялись в воздух недля того, чтобы сражаться (сражаться было нечем), а только с целью чтобы
сохранить самолеты, так как на земле им грозило верное уничтожение. Но немцы приняли их за истребителей и удрали, не приступив к бою. Сейчас они перебазируются на
другой аэродром, а у его самолета
отказал двигатель.
На другой день у самолета сняли крылья,
пг/ложили хвост на машину и увезли в неизвестном направлении.
В колхозе мы проработали дней 20. Наверное,
остались бы и дольше, но начались ежедневные
дожди и кормить бездельников было не
выгодно. Где-то среди моих бумаг и сейчас лежит справка о том, что я
заработал 14 трудодней, хотя никто и не помышлял
об оплате этих трудодней.
Между возвращением из колхоза (числа 15 или 16
июля) и эвакуацией через месяц ничего существенного, кроме воздушных тревог, не было. Отец был привлечен к формированию
полка на территории учительского
института и поэтому мы уезжали одним из
последних эшелонов уже после того, как проводили этот полк. Людей было много, но ни формы, ни оружия у них не
было. Помню, за колонной, уходящей пешим строем, проехало 3 или 4 маленьких
пушки — вот и все видимое вооружение полка.
15 августа мы уже были на вокзале, а немцы
бомбили город и, говорят, было много жертв, особенно возле булочной (сейчас это территория сквера напротив медучилища).
Вагонов не
было. С трудом институту и музею выделили один вагон с одним крюком, т.
е. такой, который можно было цеплять только
в хвост поезда. Загрузили мы имущество двух учреждений к задней стенке вагона.
Кто нам подсказал эту благую мысль? Судьба!
Впрочем, загрузили не все имущество, один музейный ящик так и не смогли поднять в вагон. Николай
Куцевол, сопровождавший музейное
имущество, говорил, что в том ящике были старинные монеты. Кто-то
поживился.
Вечером в доме, где раньше жила семья
железнодорожников (был он уже пустой т. к.
эта семья жила в вагонах, в отличие от наших — пассажирских), под гул
немецкого самолета, заблестел азбукой Морзе огонь фонарика. Пока сообщили
железнодорожному начальнику, окружили дом, обыскали все комнаты — никого уже не нашли. А на следующий день примерно в два
часа пополудни на путь между нашим составом и поездом железнодорожников вошел воинский эшелон. И только он появился,
тут же налетели бомбардировщики и
начали бомбить эшелоны и вокзал. Одна из бомб упала в нескольких метрах сзади
нашего вагона, и все осколки попадали
в ящики с вещами, которые защитили нас от верной смерти. А ведь мы (я,
брат и мама) сидели сверху наг ящиках и
отделались только тем, что выбитые доски ударили нас
по спинам и по головам. А если бы бомба упала чуть дальше
и осколки прошли бы выше? Повезло!
Кроме выбитых досок были сломаны 6 стоек из 8,
на которых держалась крыша вагона. Так мы
и ехали с выбитыми досками и
покачивающейся крышей до Минеральных Вод.
Немало бед
причинил этот бомбардировщик и, хотя за ним гонялся наш истребитель,
вероятнее всего фашист ушел безнаказанным.
Рельсы покручены, провода электросетей порваны. Много было жертв,
особенно в составе железнодорожников. Никогда не забуду паренька в форме ремесленного училища с развороченным животом. Да, это уже была война, а не игра в
войну.
На наше
счастье на станции оказался саперный батальон. За два часа пути были
восстановлены, и в 4—5 часов пополудни мы двинулись
дальше. А так как сзади у нас было «окно, так мы могли наблюдать небывалую для железных дорог
картину. Прямо за нашим вагоном в
нескольких сртнях метров шел следующий состав,
за ним еще и еще. На открытых участках пути мы видели не то 3, не то 4
состава. Ни, о каких жезлах и речи не было........