На встречу с родственниками летчика Г.И. Плехно приехал в Никополь один из поисковиков Заполярья, который непосредственно принимал участие в поиске и подьеме самолета подполковник юстиции Владимир Чернышев.
“ делать шаг в бессмертье , чтоб застыть там навек ”
Сидим в маленьком уютном дворике приветливого дома. Племянницы, племянник ,сестра и другие родственники героя окружили дорогого гостя из далекого Заполярья , а также руководителя группы ПОИСК Никопольского завода ферросплавов Леонида Игнатенко , его помошника Игоря Скрипку. По семейному кругу ходят фотографии ,запечатлевшие печальные моменты извлечения останков погибшего летчика. Женщины вытирают слезы. Не ждали - не гадали ,что через столько лет состоится такая встреча. Вопросы ,удивление, печаль – смятение чувств.
- Мы давно задумали поиски летчика ,- рассказывает подполковник юстиции Владимир Чернышев. – Мой отец ,Валерий Чернышев –полковник юстиции, поисковик с многолетним стажем, изучал архивные документы. Мы с членами группы ИКАР хорошо знали ,что именно в наших местах существовал своего рода железнодорожный “ коридор ” , связывающий Мурманск с большой землей. По нему переправляли важные грузы –полезные ископаемые, военные поставки , технику и оружие. Поэтому немецкая авиация все годы войны бомбила этот участок, налеты с воздуха не прекращались. На земле тяжелые бои оставили много отметин, которые сегодня исследуют поисковые группы. На Кандалакшском направлении воевали немцы и финны.
Местность в районе станции Ковда –редколесье ,болота на многие километры. Глухомань. Разве что редкий охотник появится. Один из очевидцев еще в 1999 году , когда в этом месте проводилась вырубка леса ,сообщил , что в десяти километрах от Ковды наткнулся в топях на радиатор самолета,понял – болото хранит “поклажу войны”. Председатель гарнизонного военного суда , он же руководитель группы ИКАР Валерий Петрович Чернышев собрал свою группу, вместе они разработали план поднятия самолета. Задача не из легких : дорога по болотам опасная, ни живой души. Решили использовать аэросани ,самый старший, опытный поисковик группы Геннадий Евгеньевич Филиппов придумал специальный плот – легкоступ из бочек .
С горем пополам добрались до места гибели летчика. При осмотре стало понятно, что самолет упал в болото под углом, вниз кабиной. Соорудили треногу. Откачали воду помпой. Началась неимоверно тяжелая работа по поднятию.
Сначала достали некоторые фрагменты самолета. Затем над поверхностью появилось левое шасси ,бензобак . Владимир нащупал ремень привязной системы. Закрепили ,начали поднятие.Через несколько минут присутствующие содрогнулись. На поверхности болотной жижи появилось тело летчика в комбинезоне. Все замерли,пораженные увиденным. Тело летчика не коснулось время! Все шестьдесят три года пятиметровый слой надежно сохранял его от тления . Голова раздроблена.Возможно , вследствие ранения или от падения. Отдельно достали перчатки ,унты. При осмотре обмундирования обнаружили документы, личные вещи погибшего. В комсомольском билете находилось удостоверение об окончании Никопольского аэроклуба. В кармане – недописанное письмо девушке Нине, где летчик сообщал что живет хорошо, сражается с фашистами. Недавно побывал в доме отдыха. Обычно на отдых направляли больных или раненых, как было в данном случае – неизвестно.В другом кармане – химический карандаш. За голенищем – полетная карта. В кармане шинели – кожаная ветровая маска. Парашют – в идеальном состоянии, почему не воспользовался –загадка.
Первую попытку извлечь самолет эта группа предприняла в 2001 году. Тогда операция не удалась. Нашли наушник от шлемофона , а теперь извлекли и сам шлемофон. Были при летчике и деньги ,и талоны на питание.Обмундирование полное – комбинезон, сержантская шинель, гимнастерка, двое брюк, унты, галоши, летный шлем. Поисковики срезали петлицы. Отложили обнаруженный портсигар, мундштук, расческу. В остальном герой будет затем предан земле.
Тело осторожно переложили на носилки. Аккуратно собрали все части самолета. Он был ” англичанином ” , таких подарков от союзников воевало в тех местах два десятка, отличались маневренностью, хорошими летно-техническими характеристиками и вооружением. Именно эту ценную машину “ Харрикейн” , по всей вероятности, и пытался сохранить летчик. Она горела в воздухе , о чем свидетельствуют оплавленные детали , но Григорий Плехно до последнего надеялся посадить самолет.
Члены поисковой группы ИКАР
“ мы над могилою пилота почувствовали войну ”
По архивным данным, а это случилось 20 апреля 1943 года. Григорий как раз писал письмо своей Нине. Как выяснилось в беседе с родственниками ,они дружили с ней еще до войны. Затем девушка ушла на фронт. Только с ней и мог поддерживать переписку Григорий, поскольку в оккупированный Никополь письма родне , конечно же не доходили. Нина с фронта вернулась. Как оказалось- жива ,продолжает быть никопольчанкой.
- Обязательно разыщем эту женщину и вручим ей письмо с войны спустя шестьдесят три года,- взволнованно пообещал Леонид Игнатенко.
Приняв команду на вылет,Григорий Плехно поднял своего “англичанина” с аэродрома Гремячиха. Воздушная тревога была обьявлена в связи с обнаружением группы вражеских самолетов из шести бомбардировщиков Ю-87 и шести “мессершмиттов”. Вылетели втроем на прикрытие железнодорожной станции Ковда. Начался воздушный бой. Бомбардировщики сбросили бомбы в болото и повернули назад. Истребители Григорий Плехно и его товарищи завязали воздушный бой с противником. На аэродром из боевого вылета не внрнулись летчики – сержанты Плехно и Сосин…
… Трехдневная изнурительная работа отряда была завершена. Это не первая находка поисковиков. В 1994 году они подняли из болот почти также хорошо сохранившийся экипаж бомбардировщика в составе трех человек. Летчиков тогда со всеми воинскими почестями похоронили в Заозерске. А нашему земляку предстояло быть преданным земле в Долине Славы – месте уникальном в Заполярье. Она расположена вдоль дороги Мурманск –Никель. Здесь в 1941 году велись изнурительные кровопролитные бои. На Мурманск враг сбросил такое же количество бомб , как и на Сталинград. К Мурманску рвались немцы ,южнее наступали финны, на Кандалакшском направлении – немцы и финны.
Родственники Плехно Г.И.
“здравствуй , матерь – земля ! пора ,
возвращаюсь к тебе , тобой”
Это был необычайный день – 22 июня ,день начала самой кровопролитной в истории человечества Великой Отечественной войны,65 – летие ее начала, День памяти и скорби. Собрались люди со всей мурманской области. Было много школьников, молодежи. Отслужили панихиду .Председатель областного совета ветеранов войны и труда Лев Журин сказал : “ В нашей земле теперь навеки покоится парень с Украины. Это еще одно подтверждение неразделимости двух наших братских народов…” Звучала траурная музыка, склонили головы седовласые ветераны и юные мурманчане. Сыпались на гроб навеки молодого украинского героя горсти холодной земли российского Заполярья.
Нет сомнений в том, что никопольчанин Плехно был не единственным посланцем Украины , воевавшим за освобождение далекой российской земли. В суровом северном небе покрыл себя славой второй гвардейский истебительный полк под командованием дважды Героя Советского Союза Сафонова, в котором сражались и наши соотечественники. Летчик 122-й истребительной авиадивизии с украинской фамилией Дыгало, по одной из версий, 19 апреля 1943 года сбил известного немецкого аса Рудольфа Мюллера, одержавшего 94 воздушные победы. Его возили по аэродромам 152-го истребительного полка, в котором воевал Григорий Плехно , чтобы показать как пример летчика высокого боевого мастерства.
В начале 1943-го полк Григория базировался на аэродроме БЕЛОЕ МОРЕ. Он первым осваивал английские самолеты улучшенной модификации, оснащенные четырьмя пушками.
Наших братьев – украинцев, россиян, представителей всех национальностей, сложивших свои головы на поле брани в заполярье, много лет разыскивают поисковые отряды из Мурманска , Заполярного, Заозерска и других населенных пунктов. В мурманской области их пятнадцать. Ученые ,служащие и студенты отдают этому благородному делу время, силы, сердце. В самом Мурманске работает координационный центр поисковых групп. Наш никопольчанин – подполковник Дмитрий Дулич тоже возглавляет один из таких отрядов.В Заполярье приезжают поисковики из Питербурга, Москвы, Ижевска, Казани, отправляются на сопки к подножию скал, в болотистые топи и также доставляют страшные трофеи войны. Чем дальше от тех героических времен, тем больше ухоженных могил погибших в суровом крае.
Печально, обидно, больно что на нашей, может быть, не менее героической земле таких преданных патриотов – раз-два и обчелся. Леонид Игнатенко, Игорь Скрипка ,ну , может, еще несколько. Великая Отечественная перестает волновать наше поколение. Молодежь в большинстве своем на военные фильмы , на историю своих прадедов смотрит “как в афишу коза”. Некоторые украинские политики и историки , страдая повышенным национальным гонором, и вовсе не считают ее Великой и Отечественной. Стыдно смотреть в глаза и нечего ответить ясноглазому российскому патриоту Володе Чернышеву, у которого дрожит от волнения голос ,когда он рассказывает о погибшем украинском соколе Григории Плехно.
“у погодков его ни стихов,
ни покоя, ни жен…”
Сидит и плачет маленькая ,сгорбленная старушка – Лидия Ивановна Сивогривова-Плехно. По своему Грише она тосковала многие десятки лет. Вспоминала часто… Вот родственники из Херсона приехали. Она воспользовалась моментом – и в кино сбежала не спросясь. Отец жесткий, сразу за ремень. А Гриша впереди сестры уже тут как тут:”Отец не бей Лиду”. Вот голод в селе, в семье. Чтобы дети совсем не пропали, в школе выдают талончик на кормежку – один на двоих. Обед – одному смотреть не на что. Брат подсовывает еду сестре: - Ешь ,ты маленькая.
- А ты ,Гриша?
-Так меня же ребята картошкой угощали ,-врет весело.
Детей шестеро, мама в одиночку всех поднимает. Нужда страшная. А Григорий упрямый. Чуть подрос- на Южнотрубный пошел работать. Вечером –на занятия в аэроклуб.Смотрит в небо – и глаза становятся влажными ,так мечтал о нем. Дождался. После окончания аэроклуба направили в Качинскую школу. Полетели домой радостное письмо, фото бравого курсанта. Счастлив – выросли крылья.
В оккупацию связь прервалась. В Никополе такое началось! Прятались и в подвалах, и в потаенных местах, пробирались в села. А то услышали, что, мол, пленен их Григорий, в Никополе на железнодорожной станции находится. Кинулись ,кто был дома, на станцию, обежали все составы, осмотрели все окна – нет брата. Лишь в 1944 –м,после освобождения города, принесли извещение : пропал без вести, а позже ещё более страшное известие – геройски погиб на Кандалакшском направлении. И вот, спустя столько лет, когда утрачена всякая надежда на весточку о том, как погиб, добрые люди все разузнали.Жаль ,мама не дожила до такой встречи.
Недоговаривает Лидия Ивановна, молчат об этом и племянники и родной брат Анатолий, но ,по правде говоря, понимают: найди поисковый отряд тело их брата и дяди в советское время, местное руководство изыскало бы возможность снарядить в далекие земли делегацию от города, включить в нее родственников. Поклониться праху родного человека, возложить цветы и горсть родной земли на его священную могилу.Да и самого гостя Владимира Чернышева пригласило бы в свой кабинет руководство города,пожало бы руку в знак благодарности, повело бы на встречу со школьниками, общественностью. Ведь именно так зарождались и крепли тогда интернациональные и патриотические чувства нашего большого народа. Ну а поскольку время наше нынешнее бледное , то пообщались с гостем лишь родственники Григория Плехно, да два никопольских энтузиаста – поисковика и журналисты НЗФ.
Затем отправились вместе к памятнику погибшим работникам ЮТЗ , где высечено и имя Григория Плехно .Гость возложил цветы к подножию ,да и поехал продолжать столь важную, самую необходимую свою работу по восстановлению человеческой славы, доблести и памяти. А мы остались.
P.S. Было получено сообщение от Владимира Чернышева что поисковый отряд ИКАР вновь побывал на месте падения самолета и гибели летчика Плехно Г.И. Полностью достали из недр болота двигатель самолета,по которому видно что он был поврежден в бою. На месте был установлен памятный знак.
Источник: http://газета Электрометаллург №38 15 сентября 2006 г. |