18 марта 1943 года
- В течении дня полк выполнял боевые задания по сопровождению на штурмовку аэродрома Аллекурти 4-х
Ил-2, провел три воздушных боя с самолетами МЕ – 109 на участке Кандалакша,Белое Море,конец Ковдозеро.Всего произведено 9 самолето- вылетов со временем 4 часа 15 минут.
2. В период 7.05 – 7.35 7 самолетов Харрикейн произвели вылет на сопровождение 4-х Ил-2 828 ШАП на
штурмовку аэродрома Аллакурти.
2 самолета Харрикейн (Левчук и Богатых) вернулись,боевого задания не выполняли,причины
выясняются.
5 самолетов Харрикейн сопровождали Ил-ов до аэродрома Аллакурти.
Над целью 2 Ил-2 были сбиты огнем зенитной артиллерии и Ил-2 подбитые произвели вынужденную
посадку 5 км. Западнее озера Орви – Ярви.
В районе конец Ковд-озеро на обратном маршруте 5 самолетов Харрикейн были атакованы 12 Ме-109.
В результате воздушного боя, который велся с оттягиванием на свою территорию 2 подбитых самолета
Харрикейн сделали вынужденную посадку на озере Сенном. Вторая пара,подбитая,произвела вынужден
ную посадку в районе разъезда № 1 Ист. Ручьи.
Один Харрикейн капитана Гавриловапроизвел посадку нормально на свой аэродром. Налет 3 часа ,30 минут. Расход боеприпасов: РС-82 -4 ,ШВАК -220, БК - 200.
3. В период 17.20 – 18 .05 , 4 самолета Харрикейн произвели вылет на перехват самолетов противника в
составе 10 МЕ- 109. Встреча произошла в районе Белого Моря. По докладу экипажей Левчук и Рогачев
ского,Богатых сбил 1 Ме-109.Летчик выпрыгнул с парашютом в районе Кандалакшского залива.Наши
самолеты имеют 17 пробоин.Посадка произошла благополучно.Бой происходил на высоте 2000 – 1000
метров.Расход боеприпасов: РС – 4шт., ШВАК – 260 шт., БС – 240шт., Б.Сайнинг – 360шт.
4. Полк в готовности №2 в составе 4-х самолетов Харрикейн на аэродроме Гремяха .
5. Погода: ясно, видимость 15-20 км.
Начальник штаба 152 ИАП майор / Лахман /
22 марта 1943 года
1. В течении дня полк составом 6 самолетов Харрикейн на аэродроме Гремяха продолжает нести дежурство в готовности №2.
2. Всего произведено 9 самолето-вылетов. Налет 6 часов 00 минут,из них :
а ) в период 14.30 – 15.15 , 3 самолета Харрикейн выходили на перехват самолетов противника в район
Гремяха-Сенозеро.Налет 2 час 15 минут.Встречи с пртивником не было.
б ) в период 14.36 – 17.30 , 6 самолетов Харрикейн,старший капитан Гаврилов, Левчук,Чуркин,Рябченко
Рогачевский,Медведев, выходили на перехват самлетов противника Ю-87 в районе Ковдозеро.
в ) при подходе к Ковдозеро на высоте 600 метров в 16.40 группа наблюдала уход с курса 290-300*,
8 Ю-87 на высоте бреющего полета. В это время на высоте 600 метров наши самолеты были атакованы
двумя группами истребителей Ме-109 ф, по 6 самолетов, с Севера и Юга.
Наши приняли навязанный бой , став в левый вираж, старались выходить в лобовые атаки.Ведя бой на
виражах оттягивали противника к железной дороге.
Часть истребителей противника снизилась до 200 – 300 метров и стали атаковать снизу в хвост.
По докладу вернувшихся экипажей Левчук,Чуркин,Рябченко 1 самолет Харрикейн с взрывающимися
бензобаками с большим углом врезался в лед западнее 1 км. острова ,что юго- западнее ст.Княжная 10 км.
Выпрыгнувший летчик в 10 км. западнее ст. Княжная на северном берегу озера Ковдозеро.
Второй самолет Харрикейн дымящий произвел посадку в лес 10 км.западнее ст.Княжная. Третий
самолет Харрикейн упал 6-7 км.западнее разъезда Долгий. Выбросившихся с парашютом из последних
двух не наблюдалось.
г) пилот Рябченко,уходя от противника,зашел в облачность,из которой вышел у ж.д. станции Княжная.
Наблюдал отход на бреющем 6 самолетов Ме-109 с курсом на запад в строго вытянутой колоне по
одному. На самолете Рябченко пробит снарядом задний лонжерон правой плоскости,осколком
поврежден бортовой аккумулятор и пробита проводка гидросистемы.
д) самолет Чуркина,Левчук повреждений не имеет, оторвались от противника уходом на бреющем
полете.
е) не вернулся с задания капитан Гаврилов.
ж) налет 4 часа 45 минут.
з) расход боеприпасов: РС – 82 1 шт.,ШВАК – 200 шт.,БС – 280 шт.
3. По докладу экипажей 2 самолета противника повреждены и вышли из боя со снижением,курсом на запад.
4. Погода 5-6 баллов, высота 600-800 метров, видимость 10 – 15 км.
5. Полк в готовности №2 в составе 2 самолетов Харрикейн.
Начальник штаба 152 ИАП майор / Лахман /
23 марта 1943 года
1. Полк составом 2 самолета Харрикейн на аэродроме Гремяха продолжает нести дежурство в готовности №2
2. Личный состав занимается благоустройством на новом месте базирования и работает на мат.части.
3. Группа инженер- капитана Кабанова продолжает вести сборку самолетов на аэродроме Мончегорск.
Командир полка майор Кириллов вылетал на аэродром Африканда для приема перегоняющих самолетов,
собранных на аэродроме Мончегорск.
4. Полк в готовности №2 ,2 самолета Харрикейн на аэродроме Гремяха , 1 самолет Кити Хаук на аэродроме
Беломорск.
5. Погода : облачность 9-10 баллов, высота 800-1000 метров, видимость 10-15 км.
Начальник штаба 152 ИАП майор / Лахман /
24 марта 1943 года
1.Полк составом 3 самолетов Харрикейн продолжает нести дежурство на аэродроме Гремяха.
2.Личный состав работает на мат.части и занимается благоустройством.
3. В период 10-50 – 11-20 6 самолетов Харрикейн собранные в Мончегорске, перелетели на аэродром
Африканда.Группа инженер- капитана Кабанова продолжает вести сборку самолетов.
4. Личный состав в период 16.00 – 18.00 производил похороны начальника воздушно- стрелковой подготовки
полка капитана Гаврилова, героически погибшего в неравном воздушном бою с 18 Ме-109 ф против 6-ти
наших самолетов Харрикейн 22.03.43
5. Полк в готовности №2 составом 3 самолета Харрикейн на аэродроме Гремяха и 1 самолет Кити Хаук на
аэродроме Беломорск.
6. Погода : облачность 8-10 баллов, высота 800-1000 метров, видимость 15-20 км.
Начальник штаба 152 ИАП майор / Лахман /
4 апреля 1943 года
( короткая выписка )
5. 17.19 – 17.46 3 самолета ст.л-т Фабристов выходили на перехват самолетов противника в район
Ковдозеро , встречи с противником не было, на озере Сенное группа обнаружила вынужденно севших
Ме-109. Посадка благополучна, налет 1 час ,1 минута.
ЦАМО РФ Опись 213258 Дело №6 Листы 23-25
Ж У Р Н А Л
Боевых действий 152 –го истребительного авиаполка
19 апреля 1943 года
1. Полк с прежним составом на аэродроме Гремяха продолжал нести дежурство в готовности №2.
2. В течении дня проведено 18 самолето-вылетов, налет 17 часов 10 минут, из них :
а) в период 5.05 – 6.20 ,9 самолетов Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук, ведущий Кириллов вылетали на
прикрытие железнодорожного участка Княжная- Ковда. В районе ст. Чупа наши самолеты были
атакованы 4 Ме- 109 с больших дистанций. Во время боя сержант Никитин произвел вынужденную
посадку в районе ст. Полярный круг.Причина вынужденной посадки выясняется. После 3-х атак
противник вышел из боя и ушел курсом 270. Ввиду большой дистанции при атаках огонь не вели.
Налет 12 часов,20 минут.
б) в период 12.36 – 13.11 ,7 самолетов Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук произвели вылет на прикрытие
железнодорожного участка Кандалакша- Нива ГЭС.Встречи с противником не было. Налет 4часа 40 мин.
3. Личный состав на аэродроме Африканда занимался командирской учебой.
4. Полк в готовности № 2 ,состовляют 8 самолетов Харрикейн и 1 самолет Кити Хаук на аэродроме Гремяха.
5. Погода : облачность 8-9 баллов, Н = 600 – 1000 метров,видимость 10-15 км.
Начальник штаба 152 ИАП майор / Лахман /
20 апреля 1943 года
1. Полк в составе 8 самолетов Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук на аэродроме Гремяха продолжают нести
Дежурство в готовности №2.
2. В течении дня произведено 13 самолето-вылетов.Налет 13 часов,52 минуты,из них :
а) в период 6.15 – 7.30 , 6 самолетов Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук , ведущий капитан Толмачев,
выходили на прикрытие железнодорожного участка ст. Ковда- Княжная. Над ст . Ковда на Н= 1000м.
встретили 6 Ю- 87 и 6 Ме-109 ф с которыми вступили в бой.
Ю – 87 после первой же атаки ушли курсом на запад под прикрытием 2 Ме-109.
4 Ме -109 продолжали вести бой , сбив 1 самолет Китти Хаук 966 ИАП. Подошедшие в это время 10
самолетов Харрикейн от Удонина тоже вступили в воздушный бой. После 7 минут боя Ме -109
ушли в облака.
Капитан Толмачев ,собрав группу из 3-х самолетов Харрикейн,остальные рассыпались, ушел на станцию
Княжная, в районе которой ходило 4 Ме-109 ф на Н= 300-400 метров,над облаками.
Капитан Толмачев по одной из пар произвел атаку, после чего 2 Ме -109 ф потеряли из виду, два же
других Ме -109 ф ушли в облака,после чего капитан Толмачев пошел на ст. Ковда,что бы собрать
остальных.
Возвращаясь из Ковды в районе Белого Моря с бреющего полета нашу группу атаковал один Ме-109ф
и сбил старшину Серова, в 5 км. южнее Белого Моря.
С задания не вернулись сержанты Плехно и Сосин.
Расход боеприпасов : патроны Браунинг -450 шт.,РС- 6шт., Испано-Сунза 80 шт.
б) в период 20.27 – 21.18 , 6 самолетов Харрикейн, ведущий капитан Барковский,выходили на прикрытие
железнодорожного участка ст.Ковда-Княжная.Встречи с противником не было.Посадка благополучна.
Налет 5 часов, 7 минут.
3. Полк в готовности №2 , 4 самолета Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук на аэродроме Гремяха.
4. Погода : облачность 4-6 баллов,Н=2000-2500 м. ,видимость 10-15 км.
Начальник штаба 152 ИАП маойр / Лахман /
21 апреля 1943 года
1. Полк в составе 8 самолетов Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук в готовности №2 продолжает нести
Дежурство на аэродроме Гремяха.
2. В период 6.53 – 7-30 , 9 самолетов Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук , ведущий майор Кириллов вылетев
на перехват бомбардировщиков противника, в районе ст. Княжная встретили 9 Ме -109 шедших на
Н= 800 под прикрытием 6 Ме- 109 ф. Наша группа пошла на сближение с Ю – 87 , но была отрезана
группой истребителей противника,подошедшей с востока. Группа же сопровождающая зашла нашим в
хвост и произвела атаку. В первой атаке был сбит майор Кириллов.Наши самолеты,став в вираж, защищая
друг другу хвосты,стали отражать атаки Ме-109 ф,атакующих со всех сторон.
Ю -87, не дойдя до цели, сбросив груз с горизонтального полета и удалились курсом на запад под
прикрытием 2 Ме-109 ф.
В это же время капитан Толмачев вместе с 3-я Китти Хаук 966 ИАП вели воздушный бой с 7 Ме -109
На Н= 2000м. По докладу экипажей группа Кириллова предположительно сбила 2 Ме -109ф. Капитан
Толмачев сбил лично 2 Ме -109 по докладу постов ВНОС. С задания не вернулись капитан Фасман,
Коноплев. Майор Кириллов и капитан Барковский,сбитые в бою произвели вынужденную посадку.
Летчики легко ранены. Мл.л-т Чураков подбит в бою,произвел вынужденную посадку.Летчик невредим,
доставлен на аэродром.
3. Полк на аэродроме Гремяха посетил командующий 7 ВА генерал-майор Соколов.От имени Президиума
Верховного Совета СССР перед строем за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе
С немецким фашизмом,за проявленную смелость и героизм в воздушных боях награжден орденом
“Красная Звезда “ ст. сержанта Богатых и ст .сержанта Никитина.
4. Полк в составе 3 –х самолетов Харрикейн и 1 самолета Китти Хаук базируется на аэродроме Гремяха.
5. Погода : облачность 1000м,4-6 баллов,видимость 10-15 км.
Начальник штаба 152 ИАП майор / Лахман /