Чтобы помнить и знать...
Меню сайта
Категории каталога
ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ [22]
глазами противника [5]
оперативная сводка [6]
Былое... [20]
Огненные версты [24]
Герои прошлого времени [1]
СТОП-КАДР [5]
Сравнительные фотографии города в начале 20столетия и в наши дни.
МОГИЛА НЕЧАЕВА Высота 167,3 [4]
Мемориальный комплекс"Выс.167,3 "МОГИЛА НЕЧАЕВА" [1]
Игнатенко Леонид Александрович [0]
Никопольский военно-исторический клуб ЦИТАДЕЛЬ [12]
Поиск родственников [2]
кинокритика [1]
Главная » Статьи » ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Журнал боевых действий

           18   марта  1943 года 

 

                                                 

  1. В течении дня полк выполнял боевые задания по сопровождению на штурмовку аэродрома Аллекурти 4-х

Ил-2, провел три воздушных боя с самолетами МЕ – 109 на участке Кандалакша,Белое Море,конец Ковдозеро.Всего произведено 9 самолето- вылетов со временем 4 часа 15 минут.

      2.   В период 7.05 – 7.35  7 самолетов Харрикейн произвели вылет на сопровождение 4-х Ил-2   828 ШАП на

            штурмовку аэродрома Аллакурти. 

            2 самолета Харрикейн (Левчук и Богатых) вернулись,боевого задания не выполняли,причины

            выясняются.

            5 самолетов Харрикейн сопровождали Ил-ов до аэродрома Аллакурти.

            Над целью 2 Ил-2 были сбиты огнем зенитной артиллерии и Ил-2 подбитые произвели вынужденную

            посадку 5 км. Западнее озера  Орви – Ярви.

           

            В районе конец Ковд-озеро на обратном маршруте 5 самолетов  Харрикейн были атакованы 12 Ме-109.

            В результате воздушного боя, который велся с оттягиванием на свою территорию 2 подбитых самолета

            Харрикейн сделали вынужденную посадку на озере Сенном. Вторая пара,подбитая,произвела вынужден

           ную посадку в районе разъезда № 1 Ист. Ручьи.

     Один Харрикейн капитана Гавриловапроизвел посадку нормально на свой аэродром. Налет 3 часа ,30 минут. Расход боеприпасов: РС-82  -4  ,ШВАК  -220, БК  - 200.

 3.  В период 17.20 – 18 .05   , 4 самолета Харрикейн произвели вылет на перехват самолетов противника в

     составе  10 МЕ- 109. Встреча произошла в районе Белого Моря. По докладу экипажей Левчук и  Рогачев

     ского,Богатых  сбил 1 Ме-109.Летчик выпрыгнул с парашютом в районе Кандалакшского залива.Наши

     самолеты имеют 17 пробоин.Посадка произошла благополучно.Бой происходил на высоте 2000 – 1000

     метров.Расход боеприпасов: РС – 4шт., ШВАК – 260 шт., БС – 240шт., Б.Сайнинг – 360шт.

 

 4.    Полк в готовности №2 в составе 4-х самолетов Харрикейн на аэродроме Гремяха .

 

 5.  Погода: ясно, видимость 15-20 км.

 

 

                                  Начальник  штаба  152  ИАП         майор      / Лахман /

 

 

                                                        

                                                               22  марта  1943 года

 

1. В течении дня полк составом 6 самолетов Харрикейн на аэродроме Гремяха продолжает нести дежурство в готовности №2.

2. Всего произведено 9 самолето-вылетов. Налет 6 часов 00 минут,из них :

     а ) в период 14.30 – 15.15  , 3 самолета Харрикейн выходили на перехват самолетов противника в район

           Гремяха-Сенозеро.Налет 2 час 15 минут.Встречи с пртивником не было.

     б ) в период 14.36 – 17.30 , 6 самолетов Харрикейн,старший капитан Гаврилов, Левчук,Чуркин,Рябченко

           Рогачевский,Медведев, выходили на перехват самлетов противника Ю-87 в районе Ковдозеро.

     в )  при подходе к Ковдозеро на высоте 600 метров в 16.40 группа наблюдала уход с курса 290-300*,

           8 Ю-87 на высоте бреющего полета. В это время на высоте 600 метров наши самолеты были атакованы

           двумя группами истребителей Ме-109 ф, по 6 самолетов, с Севера и Юга.

           Наши приняли навязанный бой , став в левый вираж, старались выходить в лобовые атаки.Ведя бой на

           виражах оттягивали противника к железной дороге.

           Часть истребителей противника снизилась до 200 – 300 метров и стали атаковать снизу в хвост.

           По докладу вернувшихся экипажей Левчук,Чуркин,Рябченко   1 самолет Харрикейн с взрывающимися

           бензобаками с большим углом врезался в лед западнее 1 км. острова ,что юго- западнее ст.Княжная 10 км.

         Выпрыгнувший летчик в 10 км. западнее ст. Княжная на северном берегу озера Ковдозеро.

           Второй самолет Харрикейн дымящий произвел посадку в лес 10 км.западнее ст.Княжная. Третий

           самолет Харрикейн упал 6-7 км.западнее разъезда Долгий. Выбросившихся с парашютом из последних

           двух не наблюдалось. 

 

     г)   пилот Рябченко,уходя от противника,зашел в облачность,из которой вышел у ж.д. станции Княжная.

           Наблюдал отход на бреющем 6 самолетов Ме-109 с курсом на запад в строго вытянутой колоне по

           одному.  На самолете Рябченко пробит снарядом задний лонжерон правой плоскости,осколком

           поврежден бортовой аккумулятор и пробита проводка гидросистемы.

     д)   самолет Чуркина,Левчук повреждений не имеет, оторвались от противника уходом на бреющем

            полете.

     е)   не вернулся с задания капитан Гаврилов.

     ж)       налет  4 часа 45 минут.

     з)   расход боеприпасов: РС – 82  1 шт.,ШВАК – 200 шт.,БС – 280 шт.

3. По докладу  экипажей  2 самолета противника повреждены и вышли из боя со снижением,курсом на запад.

4. Погода 5-6 баллов, высота 600-800 метров, видимость 10 – 15 км.

5. Полк в готовности №2 в составе 2 самолетов Харрикейн.

 

 

                               Начальник  штаба 152  ИАП         майор     / Лахман /

 

                                                                  23  марта  1943 года

 

1. Полк составом 2 самолета Харрикейн на аэродроме Гремяха продолжает нести дежурство в готовности №2

2. Личный состав занимается благоустройством на новом месте базирования и работает на мат.части.

3. Группа инженер- капитана Кабанова продолжает вести сборку самолетов на аэродроме Мончегорск.

    Командир полка майор Кириллов вылетал на аэродром Африканда для приема перегоняющих самолетов,

    собранных на аэродроме Мончегорск.

4. Полк в готовности №2 ,2 самолета Харрикейн на аэродроме Гремяха , 1 самолет Кити Хаук на аэродроме

    Беломорск.

5. Погода : облачность 9-10 баллов, высота 800-1000 метров, видимость 10-15 км.

 

                                    Начальник   штаба    152  ИАП     майор     / Лахман /

 

                                                                   24  марта   1943 года

 

 

1.Полк составом  3 самолетов Харрикейн продолжает нести дежурство на аэродроме Гремяха.

2.Личный состав работает на мат.части и занимается благоустройством.

3. В период 10-50 – 11-20  6 самолетов  Харрикейн  собранные в Мончегорске, перелетели на аэродром

    Африканда.Группа инженер- капитана Кабанова продолжает вести сборку самолетов.

4. Личный состав в период 16.00 – 18.00 производил похороны начальника воздушно- стрелковой подготовки

    полка капитана Гаврилова, героически погибшего в неравном  воздушном бою с  18 Ме-109 ф против  6-ти

    наших самолетов Харрикейн 22.03.43

5. Полк в готовности №2 составом 3 самолета Харрикейн на аэродроме Гремяха и 1 самолет Кити Хаук на

    аэродроме Беломорск.

6. Погода : облачность 8-10 баллов, высота 800-1000 метров, видимость 15-20 км.

 

                                    Начальник    штаба    152  ИАП     майор   / Лахман /

 

 

                                                                     4  апреля  1943 года

 

                                                                ( короткая  выписка )

 

5.  17.19 – 17.46      3 самолета ст.л-т Фабристов  выходили на перехват самолетов противника в район

      Ковдозеро , встречи с противником не было, на озере Сенное группа обнаружила вынужденно севших

      Ме-109. Посадка благополучна, налет 1 час ,1 минута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            ЦАМО  РФ  Опись 213258  Дело №6  Листы  23-25

 

                                                                          Ж У Р Н А Л

 

                                       Боевых действий  152 –го  истребительного   авиаполка

 

                                                                       19  апреля  1943 года

 

1. Полк с прежним составом на аэродроме Гремяха продолжал нести дежурство в готовности №2.

2. В течении дня проведено 18 самолето-вылетов, налет 17 часов 10 минут, из них :

    а) в период 5.05 – 6.20  ,9 самолетов Харрикейн и 1 самолет  Китти Хаук, ведущий Кириллов вылетали на

        прикрытие железнодорожного участка Княжная- Ковда. В районе ст. Чупа наши самолеты были

        атакованы 4  Ме- 109 с больших дистанций. Во время боя сержант Никитин произвел вынужденную

        посадку в районе  ст. Полярный круг.Причина вынужденной посадки выясняется. После 3-х атак

        противник вышел из боя и ушел курсом 270. Ввиду большой дистанции при атаках  огонь не вели.

        Налет  12 часов,20 минут.

    б) в период 12.36 – 13.11   ,7 самолетов Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук произвели вылет на прикрытие

        железнодорожного участка Кандалакша- Нива ГЭС.Встречи с противником не было. Налет 4часа 40 мин.

3. Личный состав на аэродроме Африканда занимался командирской учебой.

4. Полк в готовности № 2 ,состовляют 8 самолетов Харрикейн и 1 самолет Кити Хаук на аэродроме Гремяха.

5. Погода : облачность 8-9 баллов, Н = 600 – 1000 метров,видимость 10-15 км.

 

 

                                             Начальник  штаба  152  ИАП     майор    / Лахман /

 

 

                                                                        20  апреля  1943 года

 

1. Полк в составе 8 самолетов Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук на аэродроме Гремяха продолжают нести

    Дежурство в готовности №2.

2. В течении дня произведено 13 самолето-вылетов.Налет 13 часов,52 минуты,из них :

    а) в период 6.15 – 7.30  , 6 самолетов Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук , ведущий капитан Толмачев,

        выходили на прикрытие железнодорожного участка ст. Ковда- Княжная. Над ст . Ковда на Н= 1000м.

        встретили 6  Ю- 87 и 6 Ме-109 ф с которыми вступили в бой.

            Ю – 87 после первой же атаки ушли курсом  на запад под прикрытием 2 Ме-109.

        4 Ме -109 продолжали вести бой , сбив  1 самолет Китти Хаук 966 ИАП. Подошедшие в это время 10

        самолетов Харрикейн  от Удонина тоже вступили в воздушный бой. После 7 минут боя Ме -109

        ушли в облака.

        Капитан Толмачев ,собрав группу из 3-х самолетов Харрикейн,остальные рассыпались, ушел на станцию

        Княжная, в районе которой ходило 4 Ме-109 ф на Н= 300-400 метров,над облаками.

        Капитан Толмачев по одной из пар произвел атаку, после чего 2  Ме -109 ф потеряли из виду, два же

        других  Ме -109 ф ушли в облака,после чего капитан Толмачев пошел на ст. Ковда,что бы собрать

        остальных.

        Возвращаясь из Ковды в районе Белого Моря с бреющего полета нашу группу атаковал один Ме-109ф

        и сбил  старшину Серова, в 5 км. южнее Белого Моря.

        С задания не вернулись сержанты Плехно и Сосин.

         Расход боеприпасов : патроны Браунинг -450 шт.,РС- 6шт., Испано-Сунза 80 шт.

    б) в период 20.27 – 21.18 , 6 самолетов Харрикейн, ведущий капитан Барковский,выходили на прикрытие

         железнодорожного участка ст.Ковда-Княжная.Встречи с противником не было.Посадка благополучна.

         Налет 5 часов, 7 минут.

3. Полк в готовности №2 , 4 самолета Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук на аэродроме Гремяха.

4. Погода : облачность 4-6 баллов,Н=2000-2500 м. ,видимость 10-15 км.

 

                                          Начальник   штаба     152  ИАП     маойр  / Лахман /

                                                                      21  апреля   1943 года

 

 

1. Полк в составе 8 самолетов Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук в готовности №2 продолжает нести

    Дежурство на аэродроме Гремяха.

2. В период 6.53 – 7-30 , 9 самолетов Харрикейн и 1 самолет Китти Хаук , ведущий майор Кириллов вылетев

    на перехват бомбардировщиков противника, в районе ст. Княжная встретили 9 Ме -109  шедших на

    Н= 800 под прикрытием 6 Ме- 109 ф. Наша группа пошла на сближение с Ю – 87 , но была отрезана

    группой истребителей противника,подошедшей с востока. Группа  же сопровождающая зашла нашим в

    хвост и произвела атаку. В первой атаке был сбит  майор Кириллов.Наши самолеты,став в вираж, защищая

    друг другу хвосты,стали отражать атаки Ме-109 ф,атакующих со всех сторон.

        Ю -87, не дойдя до цели, сбросив груз с горизонтального полета и удалились курсом на запад под

    прикрытием 2 Ме-109 ф.

    В это же время капитан Толмачев вместе с 3-я Китти Хаук 966 ИАП  вели воздушный бой с 7 Ме -109

    На Н= 2000м. По докладу экипажей группа Кириллова предположительно сбила 2 Ме -109ф. Капитан

    Толмачев сбил лично 2 Ме -109 по докладу постов ВНОС. С задания не вернулись капитан Фасман,

     Коноплев. Майор Кириллов и капитан Барковский,сбитые в бою произвели вынужденную посадку.

    Летчики легко ранены. Мл.л-т Чураков подбит в бою,произвел вынужденную посадку.Летчик невредим,

     доставлен на аэродром.

3. Полк на аэродроме Гремяха посетил командующий 7 ВА генерал-майор Соколов.От имени Президиума

    Верховного Совета СССР перед строем за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе

    С немецким фашизмом,за проявленную смелость и героизм в воздушных боях награжден орденом

     “Красная Звезда “ ст. сержанта Богатых и ст .сержанта Никитина.

4. Полк в составе 3 –х самолетов Харрикейн  и 1 самолета Китти Хаук базируется на аэродроме Гремяха.

5. Погода : облачность 1000м,4-6 баллов,видимость 10-15 км.

 

                                         Начальник  штаба   152 ИАП     майор      / Лахман /

 

        

 

 

 

 

 

     

                

 

          



Источник: http://ЦАМО РФ Фонд 259 истребительной авиационной дивизии.
Категория: ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ | Добавил: nikopolpage (21.04.2008)
Просмотров: 1630 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Информер УФС (http://ufs.com.ua/)
Статистика
Copyright MyCorp © 2017